Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт
Администрация городского округа ЗАТО Светлый
Официальный сайт

Стандарт финансового контроля (СФК № 8)

31.10.2014

Стандарт финансового контроля (СФК № 8)

Приложение № 1 
к распоряжению контрольно-счетного органа
городского округа ЗАТО Светлый
от 30 сентября 2014 года № 11  


СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (СФК № 8).
АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 


1. Общие положения. 

1.1. Контрольно-счетного органа городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области (далее – КСО) СФК «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» (далее – Стандарт) разработан в целях реализации положений статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). 

1.2. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» (далее – аудит в сфере закупок). 

1.3. Задачами Стандарта являются: 

- определение содержания, принципов и процедур проведения экспертно-аналитического мероприятия по аудиту в сфере закупок; 

- установление общих требований к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия по аудиту в сфере закупок. 

1.4. Объектом стандартизации является аудит в сфере закупок, проводимый должностными лицами КСО в пределах своих полномочий для осуществления анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ. 

По результатам проведенного аудита в сфере закупок обобщаются результаты закупок, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируется информация о реализации указанных предложений и размещается в единой информационной системе обобщенной информации о таких результатах. 

1.5. Применение стандарта должностными лицами КСО при проведении аудита в сфере закупок обеспечивается с соблюдением основных принципов внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. 

1.6. По окончании проведения аудита закупок должностные лица КСО: 

- обобщают результаты, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков; 

- подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок; 

- систематизируют информацию о реализации указанных предложений; 

- размещают в единой информационной системе, а также на сайте www.zatosvetly.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет") обобщенную информацию о таких результатах. 

1.7. Общие вопросы проведения аудита в сфере закупок, порядок и формы оформления документов, связанных с его проведением, регулируются Стандартом финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия» с особенностями, установленными настоящим Стандартом. 

2. Общая характеристика аудита в сфере закупок. 

2.1. Цель аудита в сфере закупок – анализ и оценка обоснованности планирования закупок, реализуемости и эффективности закупок, а также анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Закона № 44-ФЗ, а именно: 

достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами; 

выполнение функций и полномочий муниципальных органов городского округа ЗАТО Светлый. 

2.2. Для достижения целей аудита закупок должностные лица КСО осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам и (или) гражданско-правовым договорам (далее – контракты). 

2.3. При проведении аудита закупок должностные лица КСО подвергают анализу и оценке представленные документы и материалы, содержащие информацию о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. 

2.3.1. Проверка законности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также соблюдения бюджетного законодательства (наличие объекта (объектов) закупки в муниципальной программе; соответствие объекта закупки функциям и полномочиям муниципальных органов). 

2.3.2. Проверка целесообразности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ (в том числе нормативным правовым актам Саратовской области и городского округа ЗАТО Светлый), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. 

2.3.3. Проверка обоснованности расходов на закупки по планируемым 

к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании оценки применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установленных статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ, и способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ. 

Проверку обоснованности расходов и способов определения поставщика осуществлять с учётом требований статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ. 

2.3.4. Проверка своевременности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам осуществляется на основании анализа расходных обязательств, обусловленных указанными расходами на соответствие их исполнению в соответствующем финансовом году с учётом сроков (периодичности) осуществления закупок по плану закупок, срока действия решения о бюджете городского округа ЗАТО Светлый в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) и Федерального закона № 44-ФЗ. 

2.3.5. Оценка эффективности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (достижение заданных результатов обеспечения муниципальных нужд с использованием наименьшего объема средств) определяется с учетом соблюдения принципа ответственности за результаты обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, предусмотренного статьей 12 Федерального закона № 44-ФЗ, а также принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса. 

2.3.6. Оценка результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам для достижения целей осуществления закупок, определяется с учетом соблюдения принципа ответственности за результаты обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, предусмотренного статьей 12 Федерального закона № 44-ФЗ, статье 13 Федерального закона № 44-ФЗ, а также принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса. 

2.4. В дополнение к формам и методам осуществления аудита закупок, указанных в пункте 2.2 настоящего Стандарта, должностные лица КСО могут применять мониторинг и методы внешнего муниципального финансового контроля, определённые в статье 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе – проверки, ревизии, обследования. 

2.4.1. В ходе проверки осуществляется документальное и фактическое изучение законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверность бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом. 

2.4.2. В ходе ревизии проводится комплексная проверка деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Результаты ревизии оформляются актом. 

2.4.3. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля). Результаты обследования оформляются заключением. 

2.4.4. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе в рамках осуществления основных полномочий, определённых статьей 98 Федерального закона № 44-ФЗ. 

3. Предмет и объекты аудита в сфере закупок 

3.1. Предметом аудита закупок являются: 

1) решение (проект решения) о бюджете на соответствующий финансовый год (в части, касающейся объекта закупок для муниципальных нужд); 

2) муниципальные программы; 

3) документы, определяющие функции и полномочия муниципальных органов (муниципальных заказчиков); 

4) документы, обосновывающие применение положений Федерального закона № 44-ФЗ в отношении бюджетных учреждений, а в случаях, установленных частями 4-6 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ – в отношении автономных учреждений, муниципальных предприятий, юридических лиц, не являющихся муниципальных учреждением, муниципальным унитарным предприятием; 

5) документы, связанные с планированием закупок (планы закупок, планы-графики); 

6) документы, связанные с процедурой определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 

- извещение об осуществлении закупки; 

- документация о закупке (конкурсная, об электронном аукционе, о закрытом аукционе, о проведении запроса предложений); 

- заявки участников закупки; 

- протоколы, составленные при проведении и по результатам закупок товаров, работ, услуг, экспертные заключения; 

- иные документы и материалы; 

7) гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключенные от имени городского округа ЗАТО Светлый, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ; 

8) документы, связанные с исполнением контрактов, в том числе экспертные заключения, оформленные в соответствии с частью 5 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ; 

9) документы контрольных органов, предусмотренные статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ (в случае их наличия); 

10) информация, предусмотренная частью 3 статьи 4 Федерального закона № 44-ФЗ, размещенная на официальном сайте Российской Федерации сети "Интернет" для размещения информации о размещении товаров, выполнение работ, оказание услуг (с момента ввода в эксплуатацию – в единой информационной сети). 

3.2. Объектами аудита закупок являются: 

1) бюджетные, автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и иные юридические лица, определённые в статье 15 Федерального закона № 44-ФЗ; 

2) муниципальные органы (в том числе органы местного самоуправления). 

4. Этапы и процедуры организации аудита в сфере закупок. 

4.1. Организация аудита закупок включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенной процедуры: 

1 этап - подготовка и планирование аудита; 

2 этап – проведение аудита; 

3 этап – оформление результатов проведения аудита; 

4.1.1. Процедурой этапа подготовки и планирования является получение достаточной информации, сведений и документов для проведения аудита. Продолжительность этапа планирования не должна превышать двух месяцев. 

На этапе планирования осуществляется: 

- предварительное изучение предмета и объектов аудита;

- определение цели (целей) аудита; 

- определение методов, позволяющих достичь цели аудита; 

- определение соответствующих критериев аудита; 

- подготовка проекта программы мероприятия. 

Информация по предмету аудита закупок при необходимости может быть получена путем направления в установленном порядке в адрес руководителя (руководителей) объектов аудита запросов о предоставлении информации.

По результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита закупок определяются цели и вопросы аудита закупок, методы его проведения.

По каждой цели аудита закупок определяется перечень вопросов, которые необходимо изучить и проанализировать. 

Формулировки и содержание вопросов должны выражать действия, которые необходимо выполнить для достижения целей аудита закупок. 

По результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита закупок разрабатывается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия либо сформированные вопросы включаются в программу контрольного мероприятия отдельным разделом. 

4.1.2. Второй этап – проведение аудита осуществляется как непосредственно на объектах аудита (контроля), так и по месту нахождения КСО. 

Выбор места проведения аудита закупок осуществляется в зависимости от форм и методов аудита закупок, указанных в пунктах 2.2, 2.4 настоящего Стандарта, статье 98 Федерального закона № 44-ФЗ, статье 267.1 Бюджетного кодекса. 

В процессе формирования доказательств проводится работа по сбору информации и фактических данных в соответствии с поставленной целью (целями) аудита и вопросами аудита по проверке их на полноту, точность, объективность, достоверность. 

В ходе проведения аудита закупок необходимо определить, являются ли полученные данные достаточными для того, чтобы проанализировать и оценить законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам объекта аудита на основе используемых показателей и критериев. Если собранных фактических данных недостаточно, проводится сбор дополнительной информации. 

В ходе непосредственного проведения аудита осуществляется рассмотрение деятельности объекта аудита в части, касающейся: 

1) планирования закупок товаров, работ, услуг (в том числе нормирования в сфере закупок, осуществляемого в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ); 

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 

3) заключения контракта, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества); 

4) особенностей исполнения контрактов; 

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 

6) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. 

4.1.3. Завершается процесс проведения аудита закупок третьим этапом – систематизацией доказательств и оформлением либо заключения с выводами и рекомендациями по результатам аудита закупок. 

Определение результатов аудита закупок, формулировка на основе этих данных соответствующего заключения (отчета) и выработка рекомендаций является ключевым этапом процесса аудита. 

Данный этап должен включать в себя: 

1) критерии аудита; 

2) оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок объектом аудита; 

3) результаты аудита; 

4) выводы и рекомендации по законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки. 

4.2. Если при проведении аудита закупок должностные лица КСО сталкиваются с фактами нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в которых усматриваются признаки административного правонарушения (нарушения установленного порядка закупок товаров, работ, услуг), преступления или коррупционного правонарушения, а также фактов незаконного использования средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый, то информация о таких нарушениях в течение трех рабочих дней передаётся в органы прокуратуры и (или) правоохранительные органы. 

4.3. В процессе проведения экспертно-аналитического мероприятий осуществляется выявление наличия фактов завышения (занижения) цен на товары, работы, услуги, проверка формирования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с учетом соблюдения требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ. 

Для выявления фактов завышения (занижения) цены контракта должностными лицами КСО осуществляется сопоставление анализируемой цены объекта аудита с ценой товаров, работ, услуг, определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ с расчетом отклонения. 

Расчет отклонения анализируемой цены объекта аудита от цены товаров, работ, услуг производится по формуле: 

где: 

О - отклонение анализируемой цены объекта аудита от цены товаров, работ, услуг, определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ в процессе проведения аудита; 

Цаоа - анализируемая цена объекта аудита; 

Цооа - цена товаров, работ, услуг, определённая и обоснованная посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ в процессе проведения аудита. 

Отличие анализируемой цены объекта аудита от цены товаров, работ, услуг, определяемой и обоснованной посредством применения метода или нескольких методов, установленных статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ, признается завышенной (заниженной), если отклонение в большую или меньшую сторону составляет более 25%. Такое отличие свидетельствует о факте завышения (занижения) цены контракта объектом аудита соответственно. 

5. Требования к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов аудита в сфере закупок. 

5.1. В случае осуществления аудита закупок в качестве отдельного экспертно-аналитического мероприятия, включенного в годовой план работы КСО, основаниями для его проведения являются приказ председателя и программа мероприятия. 

5.2. Общую организацию аудита закупок осуществляет руководитель экспертно-аналитического или контрольного мероприятия, в рамках которого проводится аудит закупок. 

5.3. К участию в аудите закупок могут привлекаться при необходимости муниципальные органы, учреждения, организации и их представители, аудиторские и специализированные организации, отдельные специалисты (далее – внешние эксперты). 

Внешние эксперты могут привлекаться к участию в аудите закупок в случаях, когда для достижения целей мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица КСО. 

Привлечение внешних экспертов осуществляется посредством выполнения внешним экспертом конкретного вида и определенного объема работ, услуг на основе заключенного с ним контракта или договора возмездного оказания услуг. 

5.4. Подготовка и оформление результатов аудита закупок. 

5.4.1. Выводы. Подготовку выводов аудита закупок необходимо начинать с всестороннего анализа и оценки сравнения собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе аудита рабочих документах, с установленными критериями оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. 

По итогам этого сравнения должностными лицами КСО готовятся выводы, которые должны указывать на законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, установленным критериям аудита закупок. 

При этом установленные критерии аудита закупок должны быть объективными, четкими, сравнимыми, достаточными позволяющими с делать всесторонние выводы о результатах закупок, достижению целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ. 

Если реальные результаты закупок по планируемым к заключению, заключённым и исполненным контрактам соответствуют установленным критериям аудита закупок, то это означает достижение объектом аудита целей, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ. 

Их недостижение свидетельствует, в том числе, о наличии причин отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок объекта аудита. В случае выявления отклонений, недостатков и нарушений в заключении, отчете должны содержаться конкретные факты, свидетельствующие о недостижении целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ. 

При проведении сравнительного анализа и подготовке заключения, отчета по его результатам следует исходить только из полученных и собранных фактических данных, служащих надежными доказательствами. На основе анализа результатов закупок формулируются соответствующие выводы по каждой цели аудита закупок, которые должны: 

1) содержать характеристику и значимость выявленных отклонений фактических результатов закупок объекта аудита от критериев аудита закупок, установленных в программе проведения аудита; 

2) определять причины выявленных недостатков и нарушений, которые привели к недостижению целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ, и последствия, которые эти недостатки и (или) нарушения влекут или могут повлечь за собой; 

3) указывать ответственных должностных лиц заказчиков, которые несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. 

5.4.2. Предложения. Подготовка предложений является завершающей процедурой формирования результатов аудита закупок. В случае, если в ходе аудита закупок выявлены отклонения, недостатки, нарушения, а сделанные выводы указывают на возможность совершенствования контрактной системы, должностные лица КСО с учётом положений статьи 98 Федерального закона № 44-ФЗ подготавливают соответствующие предложения для принятия мер по устранению отклонений, недостатков и нарушений, которые включаются в заключение о результатах аудита закупок или в отчет о результатах контрольного мероприятия. 

Если результаты аудита закупок соответствуют установленным критериям и могут быть признаны вполне удовлетворительными, однако имеется возможность повышения эффективности, результативности осуществления закупок объектом аудита, должностным лицам КСО необходимо, основываясь на выводах, сделанных по результатам аудита закупок, разработать соответствующие предложения по совершенствованию контрактной системы в целях более высокого повышения эффективности и результативности осуществления закупок. 

Содержание предложений должно соответствовать поставленным целям аудита в сфере закупок и основываться на выводах, сделанных по результатам аудита. Предложения необходимо формулировать таким образом, чтобы они были: 

1) направлены на устранение причин существования выявленного недостатка, нарушений или проблем отклонения; 

2) обращены в адрес объектов аудита закупок, должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение; 

3) ориентированы на принятие объектами аудита закупок конкретных мер по устранению выявленных недостатков, нарушений и устранения причин отклонений; 

4) экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду, направленную для обеспечения муниципальных нужд; 

5) направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить; 

6) четкими и простыми по форме. 

Формулировки предложений должны быть достаточно конкретными, но без излишней детализации. В предложениях необходимо излагать конкретные вопросы, которым объекты аудита должны уделить внимание и рассмотреть для принятия соответствующих решений. 

Количество предложений определяется содержанием и масштабом аудита в сфере закупок конкретного объекта аудита. 

5.5. Заключение о результатах аудита в сфере закупок. 

5.5.1. Подготовка и оформление заключения о результатах аудита в сфере закупок, осуществляемого в рамках отдельного экспертно-аналитического мероприятия, является завершающей процедурой его проведения. 

Результаты аудита закупок должны излагаться в заключении в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе выводов, сделанных по итогам аудита закупок. В заключении следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о достижение или недостижение целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ, а также указывать конкретные причины отклонений, недостатков, нарушений обнаруженных или возможные последствия выявленных отклонений, недостатков, нарушений. 

Для более объективной информацию о результатах аудита в сфере закупок в заключение следует включать не только выявленные отклонения, недостатки и нарушения, но и заслуживающие внимания достижения в контрактной системе объектов аудита, информация о которых могла бы быть использована другими объектами аудита для совершенствования их деятельности в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок. 

Одновременно при необходимости с проектом заключения подготавливаются проекты соответствующих информационных писем, содержащих основные выводы по результатам аудита закупок и предложения по совершенствованию контрактной системы в адрес муниципальных органов, организаций и учреждений городского округа ЗАТО Светлый, заинтересованных в результатах аудита закупок.


Возврат к списку